WordPress

Банкротство и признание должника банкротом все о процедуре, упрощенная процедура

Банкротство и признание должника банкротом все о процедуре, упрощенная процедура - картинка 1
Сегодня предлагаем статью на тему: "Банкротство и признание должника банкротом все о процедуре, упрощенная процедура" с детальным описанием. В случае возникновения вопросов обращайтесь к дежурному специалисту.

Банкротство по упрощенной процедуре

Банкротство помогает взыскать неподъёмные для заёмщика долги с минимальным для него ущерба. Для кредитора признание должника банкротом — подчас единственный способ хотя бы частично вернуть долги в обозримом будущем, обеспечив финансовое оздоровление своего бизнеса. Однако этот процесс сам по себе требует существенных финансовых затрат — если осуществлять взыскание задолженности перед кредиторами по общепринятой схеме. Чтобы стороны могли сэкономить средства, предусмотрена упрощённая процедура банкротства.

Что такое упрощённое банкротство , и чем оно принципиально отличается от общего? Главное отличие состоит в том, что запустить её может лишь сам должник, а не кредиторы или государственные контролирующие органы. Если подача заявления о несостоятельности уже осуществлена кредиторами, то, согласно действующему законодательству, должник обязан полностью пройти все стадии банкротства в обычном порядке.

Преимуществом упрощённой схемы для кредиторов является, прежде всего, отсутствие у должников стимула затягивать процесс. Таким образом, заимодавцы получают возможность быстрее вернуть свои деньги.

Для заёмщика преимуществ гораздо больше:

  • отсутствие внешнего управления;
  • отсутствие кредиторского реестра;
  • отсутствуют наблюдение и финансовый анализ;
  • возможность для потенциального банкрота самостоятельно реализовать своё имущество в счёт уплаты долга;
  • возможность самостоятельного составления списка заимодавцев, которым требуется выплатить долг;
  • упрощённое банкротство обойдётся на 30–50% дешевле обычного.

Основанием для упрощённой процедуры признания финансовой несостоятельности служит параграф 1 главы 11 ФЗ «О банкротстве». Благодаря этому законодательному документу определяется порядок расчётов с кредиторами и т. п. 224-я статья этого закона определяет основную причину несостоятельности — более низкую оценочную стоимость имущественных объектов заёмщика по сравнению с суммарной величиной долга. Это является основанием для включения лица в реестр сведений о банкротстве, обращения в арбитраж с целью инициировать процедуру реализации активов ликвидируемого должника.

В соответствии с этой статьёй, обратиться в судебные инстанции предоставляется владельцам собственности, одному из учредивших юрлицо или руководителю с целью ликвидировать предприятие.

Статья 225 этого законодательного акта предусматривает специфику упрощённой процедуры финансового банкротства. Именно в соответствии с этой статьёй при ликвидации предприятия по упрощённой схеме не назначаются внешнее наблюдение и финансовый анализ.

Что такое упрощённая процедура финансового банкротства

Упрощённая процедура банкротства является законным методом, позволяющим ликвидировать предприятие в результате инициативы одного из участников в соответствии с решением арбитража. Эта схема применима как к физическим, так и к юридическим лицам, если их основные средства, а также активы в финансовом эквиваленте существенно уступают сумме имеющегося долга.

Инициируется такое банкротство его участниками. После заявление о признании банкротства вместе с необходимыми документами подаётся на рассмотрение арбитражным судом.

Из-за того, что при упрощённой схеме отсутствуют наблюдение, какой бы то ни было финансовый анализ, и сроки, а также процедуры существенно сокращены:

  • время на подачу заявления о финансовой несостоятельности в судебную инстанцию — 10 дней;
  • для предъявления финансовых и иных требований кредиторов отводится не более месяца;
  • в РФ ликвидация по упрощённому порядку длится от полугода до года.

Несостоятельность физического лица предусматривает реализацию всех активов, задействованных в предпринимательстве для погашения финансовой задолженности всем кредиторам, в том числе продажу залогового имущества. Долги могут быть частично списаны, кроме задолженностей государственным органам и госфондам, осуществляющим обязательное страхование.

Если деятельность производилась физлицом не самостоятельно, а с привлечением наёмного труда, погашение задолженностей по оплате трудовой деятельности наёмных работников также становится обязательным.

Упрощённая форма признания финансовой несостоятельности существует также для юрлица. В случае финансовой несостоятельности юрлица это происходит на основании решения, принятого общим собранием, на котором составляют протокол для фиксации обсуждения, назначается ликвидатор, и определяется схема ликвидации.

Далее, упрощённый процесс включает в себя:

  • сбор всей необходимой документации, подающейся в арбитраж;
  • подачу необходимых документов в соответствующую судебную инстанцию;
  • рассмотрение документации судом, а после — признание банкротства;
  • проведение конкурсного производства с оповещением работников и центра занятости о массовом увольнении;
  • процедуру оценки имущества и реализации средств;
  • погашение долгов перед заимодавцами;
  • отчёт, который должен подаваться управляющим по арбитражу в судебную инстанцию;
  • списание задолженностей;
  • процедуру, в результате которой организацию исключают из ЕГР;
  • сдачу в архивы имеющейся у предприятия документации, аннулирование лицензии и уничтожение атрибутов.

У упрощённой процедуры финансового банкротства много общего с обычной, несмотря на то, что в целом она проще и завершить её можно гораздо быстрей.

При несостоятельности как юрлиц, так и физлиц возникают некоторые нюансы. И те и другие должны получить в судебной канцелярии бланк для заявления и заполнить его. Заявитель (должник или его доверенное лицо) обязан присутствовать во время подачи заявления.

Упрощённое банкротство юрлиц возможно при подаче следующих документов:

  • учредительной документации юрлица;
  • решения о назначении гендиректора;
  • личных документов учредителей;
  • ИНН;
  • выписки согласно реестру;
  • архивной, а также бухгалтерской документации за последние пять лет;
  • документации, которая подтверждает долговые обязательства.

Физическим лицам для упрощённой процедуры следует предоставить:

  • паспортные данные, ИНН;
  • подтверждения обязательств в виде кредитных договоров, различных расписок и т. д.;
  • документацию, подтверждающую, что судебные расходы оплачены;
  • подборку всех относящихся к делу квитанций, банковских и налоговых документов;
  • страховой полис (копию);
  • другую документацию, свидетельствующую о финансовой несостоятельности лица.

Говоря о реализации собственности должника, необходимо чётко знать, какие основные виды имущества подлежат или не подлежат продаже за долги. В частности, согласно закону о банкротстве граждан, невозможна реализация квартиры должника, если это единственное жильё, и оно не приобретено в залог. При этом не имеют значения ни общая площадь, ни число квадратных метров на человека. Реализовать жилплощадь могут лишь в случае, если за неё ещё не выплачен ипотечный кредит.

Сколько стоит

Банкротство, совершаемое по упрощённой схеме, стоит гораздо дешевле, чем по стандартной. Если последнее обходится приблизительно в 50 тысяч руб., то при упрощённой процедуре есть возможность сэкономить до половины этой суммы (т. е. до 25 тысяч), не привлекая финансового управляющего. Кроме того, расходы можно немного сократить за счёт отсутствия реструктуризации задолженности.

Минусы закона об упрощённом порядке банкротства

Упрощённая процедура в нынешнем виде, помимо очевидных достоинств, имеет ряд существенных недостатков. Главная проблема в том, что при упрощённой схеме должник знакомит суд с тем списком кредиторов, который он формирует самостоятельно. Поэтому недобросовестному заёмщику всегда легко пропустить одного или нескольких заимодавцев при составлении списка. Причём в законе абсолютно не прописано, как должен действовать в такой ситуации арбитражный суд. Тем более что проверка заёмщика на добросовестность при упрощённом процессе банкротства полностью отсутствует.

[2]

Кроме того, в новом законе не указаны механизмы, способные выявлять фиктивную несостоятельность. При поступлении в собственность заёмщика какого-либо имущества он самостоятельно уведомляет арбитраж, но судебная инстанция не может это проконтролировать. А также не прописан порядок реализации собственности за долги.

Остаётся надеяться, что практика банкротства по упрощённой схеме чётко укажет законодателям, какие изменения в ФЗ следует внести в этом случае.

Источник

http://zen.yandex.ru/media/id/5b54304267efea00a91e0fdd/5c3305ec51ac1300abc2b800

Упрощенная процедура банкротства должника в 2020 году – каковы условия и сроки, и что говорит закон?

По мнению экспертов в области юриспруденции и финансов 2020 год должен был ознаменоваться внесением изменений в действующее законодательство на предмет принятия поправок, регламентирующих процедуру упрощенного признания несостоятельности граждан со статусом физического или юридического лица.

Однако пока ситуация остается неизменной, а упрощенное банкротство так и не ввели. Это лишает большое количество должников, которые испытывают серьезные материальные трудности, реализовать свое право не исполнять договорные обязательства перед кредиторами. Каковы самые достоверные и актуальные сведения по данному вопросу – об этом сегодняшний материал.

Что такое упрощенная процедура банкротства?

Подавляющее большинство тех граждан, кто попал в крупную долговую яму, банкротство является недоступным. В первую очередь, вследствие высокой стоимости услуги – под ключ она обойдется в 100 – 120 тысяч рублей. Где взять такие деньги тем, кто не в состоянии платить даже текущие взносы кредиторам? Да и сроки играют не в пользу заемщика – такие разбирательства могут длиться годами.

Упрощенный механизм признания несостоятельности – это практически стандартная процедура, но при этом предполагающая отсутствие ряда сложных, длительных и затратных мероприятий, в частности, заседаний суда. Кроме того, не будет осуществляться розыск имущественных ценностей или активов ответчика, не станет проверяться его материальное состояние. Упрощенный порядок минует схему электронных торгов, что экономически более выгодно самому должнику. Если кредитором все же будет выдвинуто требование их проведения, все расходы ему придется оплачивать самому.

Из этого видео вы узнаете, что такое упрощенная процедура банкротства и какие есть особенности:

Какими законодательными актами она регулируется?

Каждый россиянин имеет все основания быть избавленным от своих долгов. Конечно, при наличии определенных условий. Такая возможность закреплена за ними юридически, в частности десятой главой Федерального Закона РФ «О банкротстве», принятом Правительством страны осенью 2015 года. Предшествующие годы все, что касалось банкротства, могло быть применено только к юридическим организациям, фермерским хозяйствам и частным предпринимателям.

С этого момента и по настоящее время документ постоянно совершенствуется, вносятся изменения и важные поправки. Их цель – максимально упростить этот процесс, сделать его доступным каждому гражданину, кто нуждается в правовом признании собственной несостоятельности.

Базовым документом, которому предстоит дать зеленый свет упрощенному механизму ведения подобных дел, является статья 127 ФЗ. К нормативному акту уже разработан целый ряд поправок, которые пока находятся в стадии рассмотрения.

Что касается текущих нормативных документов, регулирующих данный аспект правовой государственной деятельности, то знаковым является Постановление Пленума Верховного Совета России, датированное декабрем 2015 года. Акт позволит решить множество задач в работе арбитражных и финансовых управляющих, упростит их функции и делает их прозрачнее.

Основания для проведения упрощенной процедуры банкротства

Если становится очевидным факт невозможности платить по счетам, лучшее решение – запустить механизм правового признания данного статуса. Чтобы заработал ускоренный порядок производства, одного материального неблагополучия не достаточно. Необходимо иметь к этому законные основания. Рассмотрим их более детально.

Для физических лиц

В рамках планируемых изменений воспользоваться возможностью получить статус банкрота физические лица смогут только при следующих условиях:

  • совокупный долг неплательщика составил минимум – 50 000 рублей, максимум – 900 000;
  • список кредиторов не выходит за рамки 10 человек;
  • заявитель не занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Для юридических лиц

Воспользоваться предоставленной действующим законодательством, возможностью смогут две группы должников:

  • организации, у которых недостаточно имущественных ценностей для исполнения своих договорных обязательств перед кредиторами в полном объеме. В этом случае ликвидатор пишет иск в арбитраж. По факту рассмотрения прошения судебный орган принимает решение о запуске ускоренного варианта ведения процесса;
  • компании, производственная деятельность которых уже фактически прекращена, а руководство самоустранилось, и связаться с ним не представляется возможным.

Справка! Если в ходе ведения дела выясниться что у должника достаточно ценных активов, чтобы покрыть долги, процесс автоматически переводится в стандартное русло.

Таким образом, базовыми условиями к применению рассматриваемого в данной статье, механизма, станут:

  • общей стоимости имущества не достаточно для покрытия всех долгов;
  • арбитражем внесено решение в пользу ликвидации копании.

Банкротство и признание должника банкротом все о процедуре, упрощенная процедура - картинка 4

Порядок оформления банкротства по упрощенной процедуре ликвидируемого должника

Данная схема проведения процедуры – это реальная возможность свести к минимуму количество этапов банкротства, и, как следствие, в разы сократить временные рамки, которые при стандартном регламенте могут затянуться на несколько лет. При грамотном подходе дело можно полностью закрыть уже за 6-8 месяцев, а реестр кредиторов обнулить в течение 30 суток. К сожалению, пройти весь процесс в ускоренном темпе пока могут только лица со статусом юрлица, и то при условии, что у них есть полная уверенность в факте своей неплатежеспособности и невозможности погасить долги перед кредиторами.

Для физических лиц

Что касается механизма действия и порядка оформления ликвидируемого должника – физического лица по упрощенной схеме, то он еще до конца не отработан. 2019 и 2020 годы в этом плане являются тестовыми – пока этим занимаются МФЦ. Насколько их деятельность будет результативной и оправданной, определит время. В случае успеха практику, которая работает пока только в некоторых субъектах федерации, внедрят повсеместно. Если нововведение себя не проявит – будут искать другие решения.

Пока начальный порядок действий ничем не отличается от стандартной процедуры подтверждения несостоятельности. Стартовый шаг – подача заявления. Консультант МФЦ обязан его принять, оказать помощь в подготовке и сборе сопроводительных бумаг, которые регламентированы нормативными актами.

После того, как все бумаги проверят на правильность оформления и подлинность, сотрудник МФЦ самостоятельно передает их в судебный арбитражный орган по месту регистрации заявителя.

Для юридических лиц

Все основные нюансы проведения данного процесса применительно к юридическому лицу закреплены главой закона 127 ФЗ. Согласно документу порядок и правила упрощенного режима признания банкротства могут быть различны, поскольку зависят от сопровождающих дело, факторов. Однако стандартный алгоритм действий приблизительно таков:

  • персональное обращение заинтересованного лица в арбитражный судебный орган и подача заявления в письменной фирме – бланк установленного образца;

Банкротство и признание должника банкротом все о процедуре, упрощенная процедура - картинка 5

  • если имеют место определенные условия или требования – приведение в действие механизма признания неплатежеспособности в рамках действия упрощенной схемы;
  • обращение к услугам финансового управляющего – специалист обеспечит проведение производства на конкурсной основе;
  • создание кредиторского реестра – если их несколько;
  • проведение экспертной оценки движимого и недвижимого имущества фирмы-должника;
  • реализация процедуры изъятия ценностей;
  • проведение торгов;
  • долевое распределение средств, полученных от продажи, между кредиторами заемщика. Принцип распределения – соблюдение норм законности, регламентированных федеральным законодательством применительно к упрощенному порядку признания неплатежеспособности ответчика;
  • завершающий этап упрощенной схемы – полная ликвидация предприятия или компании и списание той части долговых обязательств, которая так и осталась неисполненной после продажи имущества.

Справка! Чтобы порядок оформления банкротства был полностью соблюден, необходимо сделать официальное заявление о финансовой и юридической несостоятельности в срок, не позднее 60 суток с момента размещения публикации о ликвидации.

Важным нюансом в упрощенном производстве является фактор самостоятельной подачи заявления о несостоятельности. Он обеспечит ряд преференций и упростит порядок действий на всех этапах мероприятия:

  • арбитражного управляющего сможет выбрать сам заявитель;
  • должник будет иметь право вести контроль продажи ценных активов и сможет быть уверенным, что действия кредиторов вписываются в законодательные рамки;
  • юридическое лицо сохранит за собой возможность вести деятельность вплоть до наступления факта полной ликвидации фирмы или организации;
  • владелец активов сможет по своему усмотрению выбирать из потенциальных покупателей того, кто покажется ему экономически более привлекательным.

Если исковое заявление уже подал кто-либо из кредиторов должника, последний не сможет воспользоваться ускоренным правилом и будет доказывать свое банкротство на общих основаниях.

Внимание! Обращаться в арбитраж для оформления соответствующего заявления следует не позднее 10 дней с того момента, когда будут иметь место все признаки полной неплатежеспособности, после чего лицо, назначенное арбитражным управителем должно запустить механизм конкурсного ведения делопроизводства.

Сколько стоит упрощенное банкротство?

Основная цель нововведения – сократить расходы должника на проведение процедуры признания банкротства. Ценовой вопрос в данном случае является ключевой проблемой, стающей на пути перед теми, у кого нет средств платить долги – люди попросту не смогут найти резервы, чтобы профинансировать эту услугу. Как изменится ценовой диапазон, если изменения к законопроекту все-таки примут?

Для физических лиц

Физические лица – эта та категория, которая больше всех заинтересована во введении процедуры ускоренного порядка по факту несостоятельности должника. Планируется, что их затраты сократятся как, минимум, втрое. Например, больше не нужно тратиться на финансового управляющего – его услуги не понадобятся. А это значительна экономия, которая сохранит не менее 25 тысяч рублей. Вторая затратная статья – процедура проведения долговой реструктуризации. В рамках планируемых изменений ее так же упразднят. Следовательно, основные расходы будут сосредоточены только на финишном этапе производства – продаже имущества. Под ключ все мероприятие при таком раскладе обойдется заявителю около 20 000 рублей.

Для юридических лиц

Что касается тех, кто осуществляет свою трудовую деятельность в статусе юридического лица, речь идет о более серьезной экономии. Какими конкретно будут затраты, однозначно сказать невозможно, ведь каждый такой процесс индивидуален, зависит от ряда совокупных моментов и требует различного к себе отношения. Однако с уверенностью можно констатировать, что выгода будет весьма существенной. Особенно, если дело доверить специалистам – это поможет избежать лишних трат, связанных с оформлением документов, проведением экспертных оценок и составлением реестра кредиторов.

Банкротство и признание должника банкротом все о процедуре, упрощенная процедура - картинка 7

Недостатки упрощенной процедуры банкротства

Поскольку система еще до конца не доработана, закон имеет определенные минусы. Насколько они серьезны, покажет практика. Но уже сегодня сомнения экспертов вызывают следующие моменты.

Основная сложность заключается в том, что при стандартном порядке перечень кредиторов формируется уполномоченным сотрудником, и суд не сомневается в его достоверности. В нашем случае этим занимается сам должник, поэтому уверенности в том, что все сведения подлинные, до конца не будет. Недобросовестный неплательщик легко может скрыть тех, кому он должен крупную сумму.

При этом позиция суда по факту выявления таких нюансов юридически не определена. Да и возможностей проверить честность должника при данном подходе к делу никак нельзя.

Еще одним серьезным минусом можно считать отсутствие четкого механизма, который сможет определить случаи, когда банкротство фиктивное. При попадании во владение к заемщику имущественных ценностей он по этим факторам информирует арбитраж самостоятельно, проверить или осуществить контроль таких поступлений судебный орган не сможет.

Явно не в пользу законопроекта и неимение четкого регламента проведения продажи ценностей, средства от которых пойдут на погашение обязательств по кредитам.

Упрощенное банкротство – реальная возможность для кредитора вернуть хоть какую-то долю из заемных средств. Для самого должника – это единственный юридически верный шаг решить материальные проблемы законно и с наименьшими финансовыми потерями. Главное, что следует помнить – этот механизм должен запустить сам неплательщик, иначе процедура будет проводиться на общих основаниях. А это уже другие сроки и совсем иные деньги.

Источник

http://probankrotstvo.com/procedura-bankrotstva/uproshhennaja-procedura-bankrotstva-dolzhnika.html

Аналитика

Публикации

Злоупотребления при упрощенной процедуре банкротства

Ускоренный переход к конкурсному производству при возбуждении банкротства в ходе добровольной ликвидации с точки зрения нарушения прав кредиторов – вопросы злоупотреблений при банкротстве по инициативе лиц, контролирующих должника, с целью уклонения от удовлетворения требований кредиторов [1] .

Для скорейшего освобождения хозяйственного оборота от «отживших» хозяйствующих субъектов Федеральный закон от 26 октября 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности) предусматривает упрощенную процедуру банкротства таких должников.

Как показывает практика, далеко не все хозяйствующие субъекты используют институт банкротства ликвидируемого должника для достижения благих целей. В ряде случаев упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника инициируется лицами, контролирующими должника, [2] в целях уклонения от исполнения обязанности по удовлетворению требований кредиторов.

Приведем примеры злоупотреблений в процедуре упрощенного банкротства, инициированной лицами, контролирующими ликвидируемого должника, с целью уклонения от удовлетворения требований кредиторов, и укажем способы защиты нарушенных прав кредиторов.

1. Непринятие мер по выявлению кредиторов

К должнику не применяются восстановительные процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление) [3] . Их функции должны реализовываться на добанкротной стадии и предшествовать принятию решения по обращению в суд с заявлением о признании ликвидируемого юридического лица банкротом. Одной из таких функций является принятие мер по выявлению кредиторов и установлению размера их требований еще на стадии ликвидации юридического лица.

Недобросовестные участники хозяйственного оборота зачастую не предпринимают указанных мер, ограничиваясь выявлением «необходимого минимума» кредиторской задолженности. Согласно пункту 1 статьи 224 Закона о несостоятельности таким «минимумом» является любая сумма задолженности, при условии, что стоимость имущества должника – юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов [4] .

В данном случае кредиторы могут защитить свои нарушенные права посредством подачи иска со следующими требованиями: 1) о признании незаконным бездействия ликвидатора; 2) о взыскании с ликвидатора убытков.

Так, например, согласно материалам одного из дел, Банк обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия ликвидатора, выразившегося в неуведомлении кредитора о ликвидации Общества и невключении требований Банка в перечень требований кредиторов. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, заявленные требования были удовлетворены.

Оставляя без изменения судебные акты нижестоящих инстанций, ФАС Северо-Кавказского округа указал следующее:

▪ удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из того, что для исполнения обязанности по опубликованию сведений о ликвидации организации недостаточно одного лишь факта размещения информации в журнале «Вестник государственной регистрации»;

▪ сам факт публикации сведений о предстоящей ликвидации юридического лица не освобождает ликвидатора от предусмотренной статьей 63 ГК РФ обязанности по выявлению и письменному уведомлению кредиторов. Поскольку должник изменил наименование и адрес, соблюдение требований статьи 63 Кодекса в отношении персонального письменного уведомления кредиторов о ликвидации юридического лица имело существенное значение;

▪ интерес истца мотивирован тем, что удовлетворение требований может являться основанием для предъявления иска о взыскании убытков [5] .

По другому делу [6] в отношении того же общества ФАС Северо-Кавказского округа указал, что нарушение ликвидатором порядка письменного уведомления кредитора о ликвидации юридического лица при доказанности может являться основанием для предъявления иска о взыскании убытков, но не выступает основанием для включения требований кредиторов в реестр после его закрытия.

2. Переход к банкротству ликвидируемого должника без соблюдения правил о порядке процедуры ликвидации

Важно обратить внимание на новые тенденции развития судебной практики по вопросу о критериях определения недостаточности стоимости имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, для удовлетворения требований кредиторов.

Ранее традиционно суды соглашались с выводами ликвидатора о недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов и в том случае, когда ликвидатор подавал заявление о признании ликвидируемого должника банкротом, минуя соблюдение правил о порядке ликвидации [7] .

В настоящее время в судебно-арбитражной практике все чаще встречается иная позиция. Для целей определения недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица во внимание следует принимать лишь требования кредиторов, заявленные согласно правилам о порядке ликвидации, закрепленным статьей 63 ГК РФ (т.е. требования, поступившие в адрес ликвидационной комиссии после опубликования сообщения о начале процедуры ликвидации в пределах установленного срока, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования такого сообщения).

Данной позиции, в частности, придерживаются ФАС Поволжского округа и ФАС Московского округа.

Так, по одному из дел [8] , ФАС Поволжского округа отметил:

▪ наличие имущества должника в целях оценки достаточности или недостаточности для удовлетворения требований кредиторов, определяется на основе: a ) данных бухгалтерского учета; b ) данных ликвидационной комиссии (ликвидатора); c ) отчета независимого оценщика.

▪ размер требований кредиторов при разрешении вопроса о банкротстве ликвидируемого должника определяется на основании:

▪ заявлений кредиторов, поданных в срок, предусмотренный статьей 63 ГК РФ;

▪ промежуточного ликвидационного баланса.

▪ для указанных целей оцениваются требования кредиторов, включенных в реестр кредиторской задолженности (заявления, поданные в срок). Обязанность ликвидатора по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом возникает при обнаружении недостаточности имущества должника для удовлетворения заявленных кредиторами требований, а не при сопоставлении сведений о балансовой стоимости имущества должника и размера кредиторской задолженности.

По другому делу [9] ФАС Московского округа указал:

▪ по смыслу и содержанию статей 224, 225 Закона о несостоятельности для признания ликвидируемого должника несостоятельным (банкротом) необходимо наличие предусмотренных Законом двух оснований – недостаточность стоимости имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов и наличие решения о ликвидации юридического лица;

▪ вывод судов о недостаточности стоимости имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов сделан лишь на основании заявления ликвидатора без исследования иных доказательств, в том числе, документов бухгалтерской и налоговой отчетности должника;

▪ в силу статьи 61 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Суды, признавая должника банкротом по упрощенной процедуре банкротства, не установили, выполнялись ли ликвидатором требования статьи 61 ГК РФ.

3. Необоснованное отклонение требований кредиторов

В некоторых случаях ликвидатор (ликвидационная комиссия) не признают предъявленные кредиторами требования и не включают такие требования в промежуточный и ликвидационный балансы. При необоснованном отклонении требований кредиторов, последним необходимо обращаться в суд с одним из следующих исковых требований:

▪ о взыскании задолженности за счет оставшегося имущества;

▪ о включении требований в промежуточный баланс [10] .

В случае, если требования кредиторов к должнику были необоснованно отклонены ликвидатором, и кредиторы до момента государственной регистрации ликвидации юридического лица не обращались в суд с одним из указанных исковых требований, их требования к должнику считаются погашенными согласно правилам пункта 6 статьи 64 ГК РФ [11] .

4. Государственная регистрация ликвидации юридического лица с кредиторской задолженностью

Встречаются случаи, когда ликвидатор (ликвидационная комиссия), несмотря на наличие предъявленных кредиторами требований, не отражает их в промежуточном (а затем — и в ликвидационном) балансе. После этого без перехода к процедуре банкротства ликвидируемого должника ликвидатор подает в налоговый орган заявление о государственной регистрации ликвидации (с приложением необходимых документов, содержащих недостоверные сведения о финансовом положении ликвидируемого юридического лица).

В данном случае кредиторы могут защитить свои нарушенные права посредством подачи в суд иска со следующими требованиями:

▪ о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации ликвидации юридического лица;

▪ о признании незаконными действий ликвидатора (ликвидационной комиссии) по невыполнению обязанности по обращению в суд с заявлением о признании ликвидируемого юридического лица несостоятельным (банкротом);

▪ о взыскании с ликвидатора убытков.

Показательным примером является дело по иску ЗАО «ФИА-БАНК» (далее – ЗАО), которое в настоящее время находится на рассмотрении в Президиуме ВАС РФ [12] . Коллегия судей ВАС РФ, передавая дело на рассмотрение в Президиум, указала следующее:

▪ добровольное прекращение деятельности одного лица – организации, в порядке ликвидации по решению учредителей (участников), не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу;

▪ процедура ликвидации юридического лица предполагает добросовестные действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов, предоставление кредиторам возможности заявить свои требования, составление ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами;

▪ при ликвидации ООО ликвидатор не принял во внимание задолженность перед ЗАО, о которой было заявлено и в претензии, и в период ликвидации путем иска; ликвидационный баланс общества составлен без учета этих данных, то есть без отражения действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица: налоговый орган осуществил государственную регистрацию прекращения юридического лица при отсутствии достоверных сведений;

[3]

▪ поскольку достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно, следовательно ООО и регистрирующим органом нарушены нормы статей 61 – 64 ГК РФ, а также статей 21, 23 Закона о регистрации, а у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований ЗАО , чьи права как кредитора были нарушены.

5. Сокращенные сроки закрытия реестра требований кредиторов

Ликвидация должника в порядке упрощенной процедуры банкротства позволяет избежать применения общих сроков включения требований кредиторов в реестр.

[1]

Согласно правилам о порядке расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства, закрепленным в статье 142 Закона о несостоятельности, общий срок закрытия реестра требований кредиторов составляет два месяца с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. При этом кредиторы имеют возможность предъявить свои требования еще, как минимум, в процедуре наблюдения, которая должна быть завершена в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд [13] .

Правила о процедуре банкротства ликвидируемого должника предусматривают сокращенный срок закрытия реестра требований кредиторов, который составляет один месяц.

Указанные правила используются недобросовестными участниками хозяйственного оборота в целях лишения кредиторов законного времени для предъявления требований к должнику. Предъявление же требований после истечения срока закрытия реестра влечет их удовлетворение за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов [14] . На практике часто это означает погашение требований, так как имущества не хватает даже на удовлетворение требований реестровых кредиторов.

Особо следует обратить внимание на то, что срок, отведенный для предъявления требований кредиторов в процедуре банкротства ликвидируемого должника, является пресекательным и не подлежит восстановлению [15] .

Недобросовестные участники хозяйственного оборота зачастую вводят кредиторов в заблуждение относительно продолжительности срока, отведенного для предъявления требований к должнику. Можно выделить две основные схемы, применяемые ими в указанных целях.

В данном случае наилучшим способом защиты является постоянный мониторинг публикации сообщений о начавшейся процедуре ликвидации юридического лица и об открытии в отношении ликвидируемого должника конкурсного производства.

▪ В сообщении об открытии в отношении ликвидируемого должника конкурсного производства ликвидатором указывается неверный срок для предъявления требований кредиторами. Традиционно «ошибаются» в большую сторону, указывая не специальный срок в один месяц, а общий, равный двум.

Требования «доверчивых» кредиторов, заявленные за пределами специального срока, не включаются в реестр и подлежат удовлетворению за счет оставшегося имущества должника.

В данном случае целесообразна подача иска о признании незаконными действий ликвидатора и взыскании с ликвидатора убытков [16] .

Таким образом, как показывает анализ судебно-арбитражной практики по делам, связанным с нарушением прав кредиторов при банкротстве ликвидируемого должника, в запасе у лиц, контролирующих должника, обширный набор инструментов для злоупотребления. Вместе с тем, грамотное использование кредиторами способов защиты нарушенных прав во многих случаях позволяет добиться положительного результата.

Источник

http://www.vegaslex.ru/analytics/publications/63078/

Литература

  1. Судебная бухгалтерия. — М.: Юридическая литература, 2015. — 344 c.
  2. Краев, Н. А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Н.А. Краев, А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2015. — 160 c.
  3. Лазарев, В. В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. — 496 c.
  4. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.
  5. Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. 1992-2008 (комплект из 7 книг). — М.: Издательский дом «Право», 2016. — 298 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях