WordPress

Обязательство поставки для государственных нужд

Обязательство поставки для государственных нужд - картинка 1
Сегодня предлагаем статью на тему: "Обязательство поставки для государственных нужд" с детальным описанием. В случае возникновения вопросов обращайтесь к дежурному специалисту.

Исполнение договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Обязанности и ответственность сторон

Договор поставки является двусторонним, поэтому и поставщик, и покупатель имеют обязательства по его исполнению.

Договор должен быть исполнен надлежащим образом в соответствии с положениями самого договора или в соответствии с указаниями закона.

Договор поставки исполняется, как правило, по частям, так как носит длительный характер, поэтому момент исполнения касается той части поставки, которая должна быть исполнена в соответствующий период. Исполнение всего договора в целом складывается из надлежащего исполнения отдельных периодов поставки.

В основные обязанности поставщика, независимо от других условий договора поставки, входят:

  • · поставка продукции (товаров) на условиях договора,
  • · своевременное уведомление покупателя о готовности продукции к отправке (отгрузке),
  • · обеспечение проверки качества поставляемой продукции (товара).

В связи с этим поставщик обязан: за свой счет упаковать товары (продукцию) за исключением товаров, которые принято поставлять без упаковки; нести риск и расходы по транспортировке до момента предоставления товара покупателю в месте, установленном условиями поставки, и в обусловленный договором срок14.

По условиям договора поставки поставщик может поставлять товар только до первого перевозчика, оплатив при этом погрузку на транспортное средство и доставку продукции до основного перевозчика. Далее все риски и расходы несет покупатель. Если договором предусмотрено, что покупатель вывозит продукцию (товар) со склада поставщика (или изготовителя), то все обязанности по транспортировке и риску случайной гибели ложатся на покупателя.

Момент перехода на покупателя риска случайной гибели или порчи продукции определяет момент перехода к нему прав собственности. С этого момента все расходы и убытки, связанные с уничтожением или порчей товара по причинам, не зависящим ни от поставщика, ни от покупателя, несет только покупатель 15.

Днем исполнения обязательства по поставке считается: а) при передаче товара на складе покупателя или поставщика — день, который определяется датой приемо-сдаточного акта, либо расписки в получении товара; б) день передачи товара перевозчику или органу связи, который определяется датой на транспортном документе либо на документе органа связи. По соглашению сторон в договоре может быть предусмотрен иной момент исполнения обязательства.

Принимая во внимание долгосрочный характер договорных отношений сторон, когда выполнение поставщиком своих обязанностей происходит путем многократных отгрузок отдельных партий товаров в соответствующие периоды поставки, важное значение в поставочных отношениях приобретает регулирование порядка восполнения недопоставки товаров. Поставщик, допустивший недопоставку в отдельном периоде, обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора, если иное не будет предусмотрено договором. Следовательно, восполнение недопоставки товаров за пределами срока действия договора возможно только при наличии соответствующего условия в договоре.

В случае поставки некачественного товара покупатель в соответствии с п. 1 ст. 475 ГК имеет (по своему выбору) право; требовать от поставщика устранения недостатков товара, назначив для этого при необходимости соразмерный срок; отказаться от оплаты товара в той пропорции, в какой стоимость, которую фактически поставленный товар имел на момент поставки, соотносится со стоимостью, которую на тот же момент имел бы товар надлежащего качества; устранить недостатки товара за счет поставщика, предварительно уведомив его об этом. Если предварительного уведомления не было, то поставщик имеет право не оплачивать стоимость устранения недостатков.

Законодатель отдельно конкретизирует последствия поставки некомплектных товаров [Статья 519 Гражданского Кодекса Российской Федерации], а также предоставляет покупателю право приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением всех необходимых и разумных расходов по их приобретению на поставщика в случае недопоставки товара либо невыполнения требования о замене недоброкачественного товара или о его доукомплектовании в установленный срок [п. 1 ст. 520 Гражданского Кодекса Российской Федерации]. Кроме того, покупатель вправе отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектных, а если они уже оплачены, потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков и доукомплектования товаров либо их замены [п. 2 ст. 520 Гражданского Кодекса Российской Федерации].

Покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором [п. 1 ст. 513 Гражданского Кодекса Российской Федерации].

В обязанности покупателя включается16:

  • · принять заказанную продукцию (товары) либо товарораспорядительные документы на нее в том месте и в срок, которые соответствуют условиям договора поставки;
  • · оплатить продукцию (товары) в соответствии с договором;
  • · нести все расходы и риски случайной гибели, которым может быть подвергнута поставленная продукция после перехода на нее права собственности.

Кроме того, чтобы исключить поставку покупателю некачественных товаров, поставленная продукция принимается по количеству (комплектности) и качеству. Условия договора поставки должны предусматривать место приемки товара.

Проверка продукции по количеству и качеству зависит от ее характеристик. В тех случаях, когда поставляются машины, станки, сложное оборудование, то их проверяют в работе. При этом покупателю должно быть предоставлено право заявить рекламации в течение довольно длительного срока (обычно — 6-12 месяцев).

Способы и сроки предъявления претензий к поставщику по качеству поставленной продукции (товара) должны быть обязательно предусмотрены в тексте договора или рассматриваться в приложении к нему 17.

Необходимо обратить внимание на особые правомочия покупателя по договору поставки товаров, которыми не наделен покупатель по договору купли-продажи товаров, в случае, когда поставщиком не выполнены обязанности по поставке обусловленного договором количества товаров либо не удовлетворены требования покупателя о замене недоброкачественных товаров или о доукомплектовании товаров в определенный срок. В подобных ситуациях покупатель получает право приобрести непоставленные товары у других лиц с последующим отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение.

Покупатель может также воспользоваться правом отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества либо некомплектных, а если они уже оплачены, потребовать от поставщика возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков и доукомплектования товаров либо их замены.

В договоре сторонам следует установить порядок разрешения споров, возникающих при исполнении договоров 18.

Важным разделом договора поставки является его часть, в которой устанавливаются виды и меры ответственности за нарушение договорных обязательств и порядок ее применения.

Ответственность сторон по договору поставки характеризуется следующими основными признаками:

  • · применение санкций за неисполнение и ненадлежащее исполнение условий договора поставки является правом, а не обязанностью сторон;
  • · стороны могут устанавливать в договоре санкции по своему усмотрению, если законодательством не предусмотрено обязательных санкций, а также увеличивать размеры санкций, установленных законодательством;
  • · ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора поставки может наступить и без наличия их вины в этом. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, не несет ответственность, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;
  • · формами ответственности сторон по договору поставки являются выплата неустойки и возмещение убытков;
  • · по общему правилу неустойка является зачетной, так как причиненные неисполнением договора убытки возмещаются в сумме, не покрытой неустойкой [п. 1 ст. 394 Гражданского Кодекса Российской Федерации];

· в соответствии с принципом полного возмещения убытков возмещению подлежат оба вида убытков: положительный ущерб в имуществе и упущенная выгода [п. 2 ст. 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации].

Основания ответственности поставщика в договоре поставки следующие: просрочка товара — передача поставщиком покупателю товара после истечения срока поставки, предусмотренного договором; недопоставка — передача поставщиком покупателю в установленный срок меньшего количества товара, чем предусмотрено договором; поставка некачественного товара; поставка некомплектного товара.

Основной формой ответственности за неисполнение обязательств считается возмещение убытков. Потерпевшая сторона имеет право требовать возмещения убытков в любом случае, если иное не предусмотрено действующим законодательством или условиями договора. Если в договоре не оговорен вопрос о возмещении убытков, то это представляет право кредитору требовать полного возмещения убытков в соответствии со ст. 15 ГК. Полное возмещение убытков включает в себя как реальный ущерб — расходы, понесенные потерпевшей стороной, утрату или повреждение ее имущества, так и упущенную выгоду, которую кредитор мог бы получить при надлежащем выполнении обязательства, если бы его права по договору не были бы нарушены.

Значение договора поставки состоит в том, что он как договор купли-продажи опосредует процессы товарного обмена в обществе, в частности материально-техническое обеспечение субъектов хозяйствования. Действительно, купля-продажа является универсальной юридической формой отношений обмена, позволяющей опосредовать различные его виды, а общественно-экономические отношения, регулируемые договором поставки и купли-продажи, в основном тождественны: они лежат в сфере товарного обращения и представляют собой куплю-продажу в ее экономическом значении.

Источник

http://studwood.ru/810338/pravo/ispolnenie_dogovora_postavki_tovarov_gosudarstvennyh_munitsipalnyh_nuzhd_obyazannosti_otvetstvennost

Договор поставки товаров для государственных нужд

Понятие договора поставки товаров для государственных нужд

Одним из видов купли-продажи является поставка товаров для го­сударственных нужд. Особенности данных правоотношений вызваны участием в них такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство, — Российской Федерации и ее субъектов (ст. 124 ГК).

В настоящее время сфера действия договоров поставки товаров для государственных нужд — это отношения, связанные с поставками то­варов, предназначенных для удовлетворения потребностей Россииской Федерации и ее субъектов, для обеспечения обороны и безопас­ности страны, жизни и здоровья граждан.

Потребности государства определяются исходя из

  • необходимости реализации федеральных го­сударственных программ;
  • обеспечения необходимого уровня оборо­носпособности;
  • формирования государственных материальных резер­вов;
  • реализации экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации.

К отношениям по поставке товаров для государственных нужд суб­сидиарно применяются

  1. сначала нормы о договоре поставки товаров,
  2. затем (при отсутствии соответствующих специальных пра­вил) — общие положения о купле-продаже.

Но эти отно­шения в приоритетном порядке перед нормами ГК о договоре поставки и общими положениями о купле-продаже регулируются специальными за­конами о поставке товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 525 ГК).

[1]

В настоящее время действует несколько федеральных законов, регламентирующих поставки товаров для государственных нужд (ко­торые подлежат применению в части, не противоречащей нормам ГК). К их числу относятся:

  • Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (далее — Закон о поставках продукции);
  • Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государствен­ном материальном резерве» (далее — Закон о государственном ма­териальном резерве) ;
  • Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и по­ставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
    О закупках и по­ставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия длягосударственных нужд» (далее — Закон о закупках и поставках сель­хозпродукции) , которым регламентируются отношения по закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции и продовольствия как для федеральных, так и для региональных государственных нужд;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон о государственном обо­ронном заказе) .

[3]

Кроме того, отношения, связанные с порядком проведения кон­курсов при размещении заказов на поставку товаров для государст­венных нужд, регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов на поставки товаров, выполне­ние работ, оказание услуг).

Основания поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд должна осуществляться на основе государственного контракта, а так­же разрабатываемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд , заключаемых между организациями — ис­полнителями заказа для государственных нужд и потребителями вы­пускаемых товаров (п. 1 ст. 525 ГК).

При поставке товаров для государственных нужд могут использо­ваться как простая, так и сложная структура договорных связей:

  1. Поставка осуществляется поставщиком (исполнителем) в соответствии с условиями государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд непосредственно государственному заказчику либо указанным им получателям без заключения с послед­ними поставщиком (исполнителем) каких-либо договоров на постав­ку товаров для государственных нужд.
  2. При сложной структуре договорных связей го­сударственным контрактом предусматривается прикрепление государственным заказчиком поставщика-исполнителя к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных нужд на ос­новании извещения о прикреплении, выдаваемого заказчиком. При за­ключении таких договоров между поставщиком-исполнителем и по­купателями согласовываются условия о количестве и качестве това­ров, порядке их доставки и принятии покупателем и т.п.

Федеральные законы о поставках товаров для государственных нужд устанавливают

  • порядок определения потребностей государства в тех или иных товарах,
  • порядок формирования соответствующих этим потребностям государственных заказов и их размещения среди организаций, производящих (закупающих) указанные товары.

Основ­ной способ размещения государственных заказов — проведение откры­тых или закрытых торгов (конкурсов). Однако допускается и прямое до­ведение государственных заказов до поставщиков-исполнителей.

Понятие и заключение государственного или муниципального контракта

По государственному контракту на поставку товаров для государ­ственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать това­ры государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а госу­дарственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных то­варов (ст. 526 ГК).

Поставщиками (исполнителями) являются организации, признан­ные победителями торгов, проводившихся в целях размещения госу­дарственных заказов, либо принявшие доведенный до них государс­твенный заказ к исполнению.

В качестве государственных заказчиков и муниципальных заказчи­ков в соответствии Законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ст. 4) могут выступать

  • государствен­ные органы,
  • органы управления государственными внебюджетными фондами,
  • органы местного самоуправления, а также
  • бюджетные учре­ждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномо­ченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреж­дения,
  • иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров за счет бюджет­ных средств и внебюджетных источников финансирования.

В случаях размещения государственного заказа путем проведения конкурса и определения его победителя либо принятия поставщиком (исполнителем) доведенного до него государственного заказа для го­сударственного заказчика заключение государственного контракта с указанными поставщиками является обязательным . Поставщик (ис­полнитель) также обязан заключить государственный контракт, если он принял доведенный до него госзаказчиком государственный заказ либо стал победителем конкурса, проведенного для размещения го­сударственного заказа.

В некоторых случаях принятие доведенного до поставщика (испол­нителя) государственного заказа является обязательным для последне­го. Например, федеральное казенное предприятие ни при каких усло­виях не вправе отказаться от доведенного до него государственного заказа. Коммерческие организации, действующие в иных организа­ционно-правовых формах, обязаны принять доведенный до них го­сударственный заказ, а следовательно, и заключить государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, если они за­нимают доминирующее положение на рынке соответствующего това­ра, при условии возмещения государственным заказчиком убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) исполне­нием государственного заказа.

Проект государственного контракта разрабатывается государствен­ным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), приняв­шему до этого заказ на поставку товаров для государственных нужд. Поставщик (исполнитель) обязан рассмотреть проект государствен­ного контракта и в 30-дневный срок со дня его получения сообщить государственному заказчику о своем решении.

Возможны три варианта такого решения:

  • согласие заключить государственный контракт на условиях, предло­женных государственным заказчиком. В этом случае поставщик (ис­полнитель) подписывает государственный контракт и один подпи­санный экземпляр возвращает государственному заказчику;
  • согласие заключить контракт, но на условиях, отличных от тех, что предложены государственным заказчиком. При таких обстоятельст­вах поставщик (исполнитель) должен возвратить государственному заказчику подписанный проект государственного контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям;
  • отказ от заключения государственного контракта, о чем поставщик (исполнитель) должен уведомить государственного заказчика в тот же 30-дневный срок.

Основным же правилом должно стать размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд (государственного заказа) путем про­ведения соответствующих конкурсов. И в этом случае заключение государ­ственного контракта с победителем конкурса становится для государст­венного заказчика обязательным. Государственный контракт должен быть оформлен не позже чем через 20 дней со дня проведения конкурса.

Государственным контрактом может быть предусмотрено, что по­ставка товаров осуществляется конкретному покупателю, который го­сударственным заказчиком прикрепляется к поставщику (исполните­лю). Выданное государственным заказчиком извещение о прикреплении будет служить основанием для заключения непосредственно между поставщиком (исполнителем) и покупателем договора поставки то­варов для государственных нужд.

Получив извещение о прикреплении, поставщик (исполнитель) дол­жен в 30-дневный срок направить проект договора покупателю. Если по­ставщик (исполнитель) получит от покупателя подписанный проект до­говора с протоколом разногласий, он должен принять меры к их согласо­ванию и в 30-дневный срок уведомить покупателя о принятии договора в согласованной редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда в 30-дневный срок.

Поставщик (исполнитель) при наличии извещения о прикреплении не вправе уклоняться от заключения с покупателем договора поставки товаров для государственных нужд. Данное требование обеспечивается предоставлением покупателю права обратиться в таком случае в арбит-ражный суд с иском о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

Что касается покупателя, то он может отказаться полностью или час­тично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заклю­чения договора в целом. При таких обстоятельствах вопрос о прикрепле­нии поставщика (исполнителя) к другому покупателю должен быть ре­шен государственным заказчиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего уведомления поставщика (исполнителя). В противном случае поставщик (исполнитель) получает право требовать от государст­венного заказчика принятия и оплаты товаров либо возмещения расхо­дов, связанных с реализацией этих товаров другому потребителю.

Исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту

В тех случаях, когда государственным контрактом на поставку то­варов для государственных нужд предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) непосредственно госу­дарственному заказчику либо указанным последним конкретным по­лучателям (по отгрузочным разнарядкам государственного заказчи­ка), отношения, складывающиеся между сторонами государственно­го контракта в процессе его исполнения, не отличаются спецификой и регулируются нормами о договоре поставки.

При поставке товаров покупателям, с которыми поставщиком (ис­полнителем) в соответствии с государственным контрактом заключены договоры поставки, особенность заключается в том, что по общему пра­вилу обязанность оплаты поставленных товаров возлагается не на госу­дарственного заказчика, а на покупателя, получившего товары. Гаранти­ей прав и законных интересов поставщика (исполнителя) будет служить норма, согласно которой государственный заказчик признается поручи­телем по денежному обязательству покупателя. Это означает, что в слу­чае неоплаты товаров покупателем государственный заказчик будет от­вечать перед поставщиком (исполнителем) в полном объеме, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек и других убытков, вызванных неоплатой поставленных товаров (ст. 532 ГК).

Определенными особенностями отличаются последствия неиспол­нения государственным заказчиком обязанности по возмещению по­ставщику (исполнителю) убытков, причиненных в связи с исполнением последним государственного заказа, принятие которого было для него обязательным. Такие убытки должны быть выплачены государственным заказчиком в срок не позднее 30 дней со дня передачи поставщиком (ис­полнителем) товаров, предусмотренных государственным контрактом. Нарушение государственным заказчиком этой обязанности дает постав­щику (исполнителю) право отказаться от исполнения государственно­го контракта и потребовать от государственного заказчика возмещения дополнительных убытков, вызванных расторжением государственного контракта. В таких случаях поставщик (исполнитель) вправе также от­казаться и от исполнения договоров поставки товаров для государст­венных нужд, заключенных на основании государственного контракта с конкретными покупателями. Причем убытки, причиненные покупа­телям таким отказом от исполнения договора, также подлежат возме­щению государственным заказчиком (ст. 533 ГК).

Государственный заказчик вправе отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, лишь при ус­ловии возмещения причиненных этим убытков как поставщику-ис­полнителю, так и покупателям по договорам поставки, которые были изменены или расторгнуты в силу отказа государственного заказчика от соответствующих товаров.

Источник

http://jurkom74.ru/ucheba/dogovor-postavki-tovarov-dlya-gosudarstvennich-nuzhd

Сущность договора поставки товаров для государственных нужд

Обязательство поставки для государственных нужд - картинка 6

Дата публикации: 27.11.2019 2019-11-27

Статья просмотрена: 193 раза

[2]

Библиографическое описание:

Назарова, Т. В. Сущность договора поставки товаров для государственных нужд / Т. В. Назарова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 266-269. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64410/ (дата обращения: 02.05.2020).

В рамках данной статьи проводится анализ понятия договора поставки товаров для государственных нужд в российской правовой доктрине, проводится характеристика правовой природы договора на поставку товаров для государственных нужд, дается авторское понятие договора поставки товаров для государственных нужд.

Ключевые слова: государственные нужды, договор поставки, государственный контракт, государственный заказчик, договор поставки товаров для государственных нужд.

This article analyzes the concept of the contract for the supply of goods for state needs in the Russian legal doctrine, characterizes the legal nature of the contract for the supply of goods for state needs, gives the author’s concept of the contract for the supply of goods for state needs.

Keywords: state needs, supply contract, state contract, state customer, contract of supply of goods for state needs.

Государство является крупнейшим субъектом гражданских правоотношений. Посредством государственных органов и организаций оно вступает в разнообразные правоотношения, цель которых — обеспечение выполнения ими своих функций, полномочий и обязательств, а также поддержание непосредственно жизнедеятельности этих органов и организаций.

Принято использовать выражение «государственные и муниципальные нужды».

В широком смысле под ними понимают потребности государственных и муниципальных заказчиков в определенных услугах, товарах, работах, которые необходимы им, чтобы исполнять конкретные функции, обязательства и полномочия.

Действующее законодательство не содержит определения понятия «государственные нужды». Из содержания ранее действовавших, а ныне утративших силу норм, можно сделать вывод, что государственные нужды — это обеспечиваемые за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий, для исполнения международных обязательств, в том числе реализации межгосударственных и региональных целевых программ Российской Федерации, государственных заказчиков, субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков субъектов [1].

Обеспечение заказчиков товарами, работами и услугами осуществляется путем заключения соответствующих договоров на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг.

«Договор поставки товара» — это термин, используемый Гражданским кодексом Российской Федерации.

В статье 525 ГК РФ изложено определение договора поставки для государственных и муниципальных нужд [2].

Договор поставки для обеспечения нужд государства — это соглашение, по которому поставщик обязуется передать товары заказчику либо по его указанию иному лицу, а заказчик обязуется обеспечить оплату поставки товара.

В соответствии со статьей 506 ГК РФ, договором поставки признается такой договор купли-продажи, по которому продавец (поставщик), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Из данного определения следует, что договор поставки:

− консенсуальный, т. е. считается заключенным, когда между его сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям;

− возмездный, т. е. содержит обязательство оплаты поставленных товаров;

− двусторонне обязывающий, т. е. предполагает взаимные обязательства поставщика (передача товара) и заказчика (оплата товара).

Специальное законодательство использует термин «государственный (муниципальный) контракт».

Государственный контракт — договор, который заключается от имени Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации для обеспечения госнужд.

Муниципальный контракт — договор, который заключается от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд.

Такие определения закреплены в п. 8 ст. 3 44-ФЗ [3].

Государственный или муниципальный контракт, договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд отличается от иных договоров поставки целью продажи и приобретения товаров, участием в поставках государственных или муниципальных заказчиков или уполномоченных ими лиц, а также обеспечением оплаты товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Существенные отличия государственного или муниципального контракта от иных видов договора купли-продажи:

− покупателем является государственный или муниципальный заказчик или уполномоченные им юридические лица;

− наименование договора — государственный или муниципальный контракт, заключающийся на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке;

− основной способ размещения заказов на закупки товаров для государственных или муниципальных нужд — проведение открытых торгов (конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений);

− общий порядок и сроки заключения государственного или муниципального контракта (договора поставки) на основе заказов определены Гражданским кодексом Российской Федерации;

− государственный или муниципальный Заказчик обеспечивает оплату товаров за счет средств бюджета, в том числе возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта;

− законодательством о поставках для государственных или муниципальных нужд предусмотрена неустойка за отдельные нарушения договоров;

− споры, возникающие при заключении государственного или муниципального контракта (договора поставки), рассматриваются Арбитражным Судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор [9].

Большинство дискуссий в вопросе определения сущности государственного контракта связаны со спецификой субъектного состава (государство-заказчик), с целевым содержанием государственного контракта (удовлетворение государственных нужд), с особенностями финансирования (выделение бюджетных ассигнований). Вместе с тем понимание правовой сущности государственного контракта является ключевым моментом в характеристике его режима (гражданско-правового либо административно-правового).

Исследования правовой сущности государственного контракта проводятся разными авторами по нескольким направлениям. Первая точка зрения, сформулирована представителями науки административного права и базирующаяся на разработках школы «хозяйственного права» [10]. По мнению исследователей, поддерживающих эту теорию, гражданское законодательство не в полной мере справляется со своими задачами, так как, кроме предпринимательских отношений на условиях равенства, отношений «по горизонтали», регулируемых гражданским законодательством, существуют предпринимательские отношения «по вертикали», где активное участие принимает государство, приобретая продукцию для удовлетворения собственных нужд.

В советский период, рассматривая понятие административного договора, авторы отмечали такие его особенности, как отсутствие подлинной юридической равноценности воли участников отношений, наступление за неисполнение договорных условий административной, а не гражданско-правовой ответственности, применение ответственности органом, который является стороной по договору или вышестоящим органом; отсутствие, как правило, ответственности стороны, обладающей властными полномочиями.

Рассматривая понятие государственных контрактов, А. В. Демин [11] обращает внимание на их наименование, которое подчеркивает, по его мнению, наличие в их правовом режиме публично-правовых элементов. Обосновывая наличие в государственных контрактах административно-правовых признаков, автор отмечает, что законодательные акты, регулирующие государственные контракты, по своему содержанию, структуре, предмету и методам регулирования являются комплексными и включают нормы гражданского и административного права. Причем административные нормы носят специальный характер, устанавливая изъятия и отраслевые особенности для данной категории договоров по отношению к общим положениям и принципам обязательственного (гражданского) права.

Этим и аргументируется вторая позиция относительно правовой сущности государственного контракта: его предлагается рассматривать, как указывает В. И. Новоселов [7], как гражданско-правовой договор, включающий в себя отдельные административно-правовые (публичные) элементы.

Аналогичной точки зрения придерживается и Ю. М. Козлов [13], отмечая такую особенность государственных контрактов, как сочетание в себе элементов административно-правовых и гражданско-правовых договоров.

Таким образом, несмотря на различные точки зрения на правовую сущность государственного контракта, почти всеми исследователями отмечается наличие в них публично-правовых и частноправовых элементов. При этом некоторыми авторами делается вывод о том, что государственные контракты относятся к комплексной сфере правового регулирования, в которой государственное вмешательство носит разноотраслевой характер.

Однако, позволим себе не согласиться с позицией А. В. Демина и солидарных с ним исследователей, поскольку, по нашему мнению, более правильной является точка зрения П. С. Тарабаева [14], который указывает, что цель государственного контракта, обеспечение государственных нужд, не может служить основанием для признания наличия публичных элементов в данном договоре.

То есть, несмотря на публично-правовой характер целей государственного контракта, само их наличие или характер не может влиять на правовую сущность заключаемого государственного контракта. Цель, ради которой заключается государственный контракт, необходима для правильной юридической квалификации договора в рамках гражданско-правовой материи, которая, в свою очередь, определяет особенности его заключения и исполнения, а также особенности гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств.

ГК РФ регулирует, и то весьма неполно, заключительную стадию процесса размещения государственных заказов — заключение государственного контракта и отчасти его содержание. Вместе с тем государственные закупки представляют собой систему, все элементы которой взаимосвязаны и правовое регулирование которых должно быть взаимосогласованным.

На наш взгляд, для правильного определения правовой сущности государственного контракта необходимо провести различие между такими правовыми понятиями, как государственный контракт, государственный заказ и государственные закупки.

Как отмечалось ранее, нормативное определение государственного контракта содержится в Законе о контрактной системе, в котором под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Под государственным заказом же, в условиях рынка, следует понимать обеспечиваемые за счет бюджетных и внебюджетных средств государственные потребности в товарах (работах, услугах) в период времени, на который утвержден соответствующий бюджет. То есть, государственный заказ можно рассматривать, как перечень товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) для федеральных государственных нужд либо нужд субъекта РФ.

По нашему мнению, основной ошибкой исследователей в области государственных закупок является смешивание этих понятий в одну правовую категорию, в то время как они, являясь тесно взаимосвязанными, все же различны. В данном случае, связь понятия государственного заказа и государственного контракта представляет собой схему «предпосылка — следствие».

Источник

http://moluch.ru/archive/286/64410/

Литература

  1. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.
  2. Образцов, В.А. Криминалистика. Курс лекций; М.: Право и закон, 2011. — 448 c.
  3. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
  4. Малько, Александр Васильевич Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / Малько Александр Васильевич. — М.: Дело, 2016. — 445 c.
  5. Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях