WordPress

Субсидиарная ответственность без процедуры банкротства условия наступления ответственности

Субсидиарная ответственность без процедуры банкротства условия наступления ответственности - картинка 1
Сегодня предлагаем статью на тему: "Субсидиарная ответственность без процедуры банкротства условия наступления ответственности" с детальным описанием. В случае возникновения вопросов обращайтесь к дежурному специалисту.

Субсидиарная ответственность без банкротства – изменения в 488-ФЗ

Jurist_arbitr — 14/03/2017 10/08/2017

Субсидиарная ответственность без процедуры банкротства условия наступления ответственности - картинка 2В этой статье мы прокомментируем недавно (28.12.2016 г.) принятый закон за номером 488-ФЗ, которым вносятся изменения в ФЗ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, в ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, и в ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”. Большая часть его статей вступают в силу 01.07.2017 г. и касаются расширения возможности заинтересованных лиц обращения с заявлениями в арбитражный суд с целью привлечения к субсидиарной ответственности, а также ответственности в виде взыскания убытков с руководителей и собственников (выгодоприобретателей) организаций. Кроме того, в июле 2017 года вышел обзор важнейших процедурных изменений в частях первой и второй статьи “Изменения в Законе о банкротстве по субсидиарной ответственности”.

В корпоративное законодательство – ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” – Федеральным законом 488-ФЗ внесена статья 3.1 о возможности привлечения к субсидиарной ответственности лиц, ранее контролировавших деятельность общества, которое было принудительно ликвидировано налоговым органом в связи с отсутствием признаков действующего лица.

Сам термин “субсидиарная ответственность” и все основания для ее применения описывались ранее в указанной статье.

Субсидиарная ответственность без банкротства

Данные изменения можно назвать кардинальными, поскольку любым заинтересованным лицам позволено подавать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности участников и руководителей обществ. Правда, касается это только тех юридических лиц, которые были исключены из ЕГРЮЛ в связи с непредставлением отчетности и отсутствием движения денег по счетам в течение года до такого исключения. Действует это правило с 1 сентября 2017 года.

Брошенные с долгами и ликвидированные регистрирующими органами компании теперь влекут риски для их бывших выгодоприобретателей.

Также, закон допускает увеличение срока ликвидации общества с 1 года до 1.5 лет по решению суда, при этом запрещает повторное (в случае отмены предыдущего решения) обращение с заявлением о добровольной ликвидации в течение 6 месяцев.

В ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” внесены следующие изменения.

В ЕГРЮЛ будет новая графа, содержащая сведения о процедурах банкротства организации. Такие сведения в регистрирующий орган будет направлять оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ) не позднее 3х дней с даты внесения их в ЕФРСБ.

Запрещена принудительная ликвидация компаний при наличии сведений об их банкротстве, либо при наличии обоснованных заявлений заинтересованных лиц о нарушении их прав ликвидацией общества. Следует отметить, что на практике такой подход действует уже давно, теперь он закреплен на законодательном уровне.

Изменения в Законе о банкротстве

Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” претерпел ряд внушительных изменений, особенно многим известная его статья 10.

UPD. Как было сказано выше, важнейшие процедурные изменения 2017 года описаны в частях первой и второй статьи “Изменения в Законе о банкротстве по субсидиарной ответственности”, а статья 10 Закона о банкротстве в июле 2017 года утратила силу.
Изменения касаются поданных с 01.07.2017 г. заявлений о привлечении лиц к субсидиарной ответственности и о взыскании убытков.

Предусматривающая субсидиарную ответственность статья 10 дополнена изменениями в пункте 5 о возможности подачи и рассмотрения соответствующего заявления и после завершения конкурсного производства, а также при возвращении заявления о банкротстве либо прекращения банкротного дела в связи с отсутствием средств для финансирования процедуры.

Последнее основание – об отсутствии финансирования являлось очень распространенным для невведения судом процедур банкротства и теперь не является препятствием для привлечения лиц к субсидиарной ответственности, даже, при отсутствии банкротства общества как такового. Десятки и сотни заявлений кредиторов о банкротстве были возвращены заявителям ввиду недоказанности возможности финансирования будущих процедур банкротства. В итоге, все должники данных кредиторов получили возможность без каких-либо беспокойств оставить вопросы погашения долгов. Теперь эта порочная практика прекращается.

Привлечение к субсидиарной ответственности без дела о банкротстве

Заявление об ответственности контролирующих лиц в этом случае подается в трехлетний срок в тот же арбитражный суд, что и возвращал заявление о банкротстве или прекращал это дело. Допускает законодательство теперь и подачу искового заявления о взыскании убытков с виновных лиц в исковом производстве по тем же правилам.

Кроме того, предоставлено право подавать аналогичное заявление и работникам общества, правда только в процедуре конкурсного производства.

Заявление об ответственности за неподачу заявления о банкротстве может быть подано в течение 3х лет с момента возникновения соответствующей обязанности, но не позднее 3х лет с момента введения конкурсного производства.

В ситуации, когда суд по заявлению стороны устанавливает наличие оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но размер этой ответственности пока что определить не удается (пополняется конкурсная масса, идут расчеты с кредиторами), арбитражный суд по своей инициативе должен приостановить рассмотрение обособленного спора, а в резолютивной части определения указать на доказанность наличия виновных действий. Таким же образом должен поступить и отменивший определение суда об отказе в привлечении к ответственности апелляционный суд – указать в резолютивной части на наличие оснований для привлечения к ответственности и приостановить производство. Возобновляется производство на основании ходатайства конкурсного управляющего, где указывается и подлежащая взысканию денежная сумма.

После завершения конкурсного производства вправе по общим основаниям (ч. 4 ст. 10 Закона о банкротстве) подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности виновных лиц кредиторы

  • по текущим обязательствам
  • включенные во все очереди реестра требований кредиторов
  • зареестровые кредиторы.

Как мы видим, Федеральный закон от 28 декабря 2016 года №488-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” позволил наравне с конкурсными кредиторами обращаться с заявлениями к виновным лицам, в том числе и после завершения процедуры конкурсного производства, кредиторам по текущим обязательствам и тем кредиторам, чьи требования учтены для погашения за счет оставшегося после всех других кредиторов имущества.Субсидиарная ответственность без процедуры банкротства условия наступления ответственности - картинка 3

Исполнительный лист на взыскание субсидиарной ответственности должен содержать не только размер выплачиваемой каждому кредитору суммы, но и ее очередность относительно иных кредиторов. Теперь аффилированные виновным лицам структуры не смогут просто выкупить долги (субсидиарная ответственность, убытки) с торгов, т.к. взыскателями будут указываться конкретные кредиторы.

Далее, взыскание задолженности по субсидиарным долгам или убыткам будет продолжаться после завершения процедуры банкротства группой кредиторов. Т.е. выгодоприобретатели должника останутся сами должниками на неопределенный срок.

Подытожим основные вносимые Федеральным законом от 28 декабря 2016 года №488-ФЗ изменения:

  • появилось право предъявлять требования к контролирующим компанию лицам после завершения ее деятельности, но только в результате принудительной ликвидации
  • принудительная ликвидация предприятий запрещается, если в ЕГРЮЛ есть запись о банкротстве или в налоговый орган предъявлено заявление заинтересованного лица
  • заявление о привлечении к субсидиарной ответственности можно подать как после завершения процедуры банкротства, так и вне данной процедуры, если в ее введении было ранее отказано или было прекращено производство
  • заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано любым видом кредиторов: реестровый, зареестровый, текущий, работник
  • по общему правилу заявление о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании убытков подаются в течение трех лет с момента как лицо должно было узнать или узнало о наличии соответствующих оснований
  • гражданско-правовое преследование виновных в банкротстве или перед кредиторами лиц, сами кредиторы смогут инициировать и осуществлять в рамках исполнительного производства и после завершения банкротных процедур.

Источник

http://jurist-arbitr.ru/bankrot/subsidiarnaya-otvetstvennost-bez-bankrotstva-488-fz/

Привлечение к субсидиарной ответственности без процедуры банкротства: отличия от аналогичной процедуры при банкротстве

В настоящее время существенным образом увеличилось количество юридических лиц, которые были ликвидированы Федеральной налоговой службой по причине отсутствия каких-либо действий, совершаемых таким юридическим лицом, в том числе действий финансового характера. Такое право дано Федеральной налоговой службе, как государственному органу, осуществляющему процедуру регистрации юридических лиц.

Правовая основа

С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в федеральное корпоративное законодательство, а также в федеральное законодательство о финансовой несостоятельности и банкротстве. Эти изменения были внесены Федеральным законом №488-ФЗ от 28 декабря 2016 года. Данные изменения, в частности, расширили права заинтересованных лиц обращаться в арбитражный суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, которые ранее выступали в качестве выгодоприобретателей юридических лиц, ликвидированных Федеральной налоговой службой ввиду отсутствия юридически значимых действий на протяжении последних полутора лет. Указанным Федеральным законом до этого предела увеличен срок, в течение которого юридическим лицом не должны быть совершены никакие действия, чтобы оно было признано подлежащим принудительной ликвидации.

На основании этих изменений, осуществленных указанным Федеральным законом, стало возможно привлечение к субсидиарной ответственности без проведения процедуры банкротства.

Что такое внебанкротная субсидиарная ответственность и кого можно к ней привлечь

Привлечение к данному виду ответственности осуществляется в тех случаях, когда юридическое лицо было ликвидировано в принудительном порядке на основании соответствующего решения Федеральной налоговой службы после изучения фактического состояния такого юридического лица.

Как правило, такие юридические лица ликвидируются с достаточно большими долгами, в том числе перед кредиторами, а также перед уполномоченными государственными органами (например, перед самой Федеральной налоговой службой). В случае если был установлен такой факт, заинтересованные лица могут направить в адрес арбитражного суда заявление о привлечении учредителя и руководителя организации к субсидиарной ответственности. В данном случае суд примет такое заявление к рассмотрению, так как имеют место долги организации перед заинтересованными лицами, но фактически провести процедуру банкротства невозможно из-за отсутствия организации-должника. Это и называется внебанкротной субсидиарной ответственностью. Взыскания в данном случае будут обращены на бывших выгодоприобретателей, то есть на бывших учредителей юридического лица, а также на бывших руководителей. Данная мера может быть принята в отношении только обществ с ограниченной ответственностью, так как право Федеральной налоговой службы на принудительную ликвидацию зафиксировано только в отношении этого вида юридических лиц.

Если говорить о конкретном перечне лиц, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности без проведения процедуры банкротства, то к этому перечню относятся:

  • руководитель организации, принимавший решения по функционированию юридического лица, в том числе при котором было принято решение о прекращении каких-либо действий юридического и финансового характера, подтверждающих существование такого юридического лица;
  • члены коллегиального органа управления юридического лица, которые принимали непосредственное участие в действии организации и оказывали влияние на принимаемые решения в рамках организации;
  • учредители или иные выгодоприобретатели, которые при функционировании юридического лица получали свои дивиденды, но при первых признаках убыточности приняли решение о полной заморозке организации, с юридической и финансовой точек зрения;
  • иные лица, в том числе не имеющие фактической связи с конкретным юридическим лицом, но в отношении которого установлен факт получения выгоды от оставления организации в состоянии с долгами и юридического и финансового бездействия, если будет доказано, что такие лица обладали влиянием на принимаемые в организации решения.

Основания и условия

Перечень оснований, по которым происходит привлечение к субсидиарной ответственности, если не было проведения процедуры банкротства, отличается от аналогичной ответственности при банкротстве и включает следующие случаи:

  • отсутствие возможности проведения полного расчета с имеющимися кредиторами по причине того, что было осуществлено какое-либо юридически или финансово значимое действие, в результате которого кредитору был причинен существенный ущерб;
  • после того как в адрес контролирующего должника лица или самой организации-должника были установлены и применены различные предусмотренные законодательством меры ответственности, возникло более пятидесяти процентов требований кредиторов третьей очереди, которые подлежат обязательному удовлетворению в соответствии с положениями действующего федерального законодательства о банкротстве;
  • в ходе рассмотрения фактического состояния ликвидированного в принудительном порядке юридического лица было установлено, что прекращению финансово-хозяйственной и юридической деятельности предшествовали обстоятельства, демонстрирующие финансовую несостоятельность организации, однако, уполномоченными на то лицами не были поданы документы о признании организации банкротом в судебном порядке по собственному ходатайству;
  • на момент прекращения деятельности юридического лица отсутствовали документы финансовой и бухгалтерской отчетности, что сделало невозможным проведение процедуры банкротства.

Другие основания для признания правомерным привлечений к внебанкротной субсидиарной ответственности рассматривает суд в ходе специального заседания и принимает решение по каждому конкретному случаю.

Порядок привлечения и необходимые документы

Привлечение к внебанкротной субсидиарной ответственности в части порядка действий имеет некоторые отличия, а именно:

  • сначала необходимо установить, в каком финансовом состоянии было ликвидировано юридическое лицо, и имелись ли у него задолженности, которые можно погасить только таким способом;
  • если установлен факт наличия задолженностей перед кредиторами и уполномоченными государственными органами, заинтересованные лица устанавливают перечень контролирующих должника лиц, которых можно привлечь к субсидиарной ответственности;
  • после того как такой круг установлен, в арбитражный суд направляется исковое заявление о привлечении к ответственности тех лиц, которые перечислены в тексте данного документа;
  • в этом же документе устанавливается тот размер ответственности, к которому необходимо привлечь указанных лиц. Размер такой ответственности устанавливается на основании размера ущерба, причиненного кредиторам и уполномоченным государственным органам;
  • суд рассматривает поданное заявление совместно с прилагаемыми документами и выносит свое решение по поднятому в документе вопросу.

Для того чтобы дело было рассмотрено судом в полном объеме, необходимо к исковому документу предоставить также:

  • документы, подтверждающие факт того, что именно привлекаемые к субсидиарной ответственности лица несут ответственность за то положение ликвидированного принудительно юридического лица, в котором и произошла процедура ликвидации (например, приказы об осуществлении сделок в конкретном ключе, если такие сделки повлекли создание угрозы финансовому положению юридического лица и реализацию таковой);
  • свидетельские показания лиц, которые могут предоставить достоверную информацию о положении дел в организации на момент ее ликвидации;
  • документы финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетностей, запрошенные из архивов уполномоченных органов, где имеется отражение фактического состояния организации на момент принудительной ликвидации, а также позволяющие доказать, что состояние с долгами в момент ликвидации организации было допущено на основании действий лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности;
  • заключения экспертов, привлеченных для анализа положения организации, в том числе если такие эксперты были приглашены для участия в процессе непосредственно судом или заинтересованными в рассмотрении дела лицами.

Иные документы суд истребует самостоятельно в случае возникновения такой необходимости.

Источник

http://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/subsidiarnay-otvetstvennost-2.html

Возможно ли привлечь директора к субсидиарной ответственности без проведения процедуры банкротства?

Субсидиарная ответственность без процедуры банкротства условия наступления ответственности - картинка 7

Юридические советы по работе с контрагентами

Как работать с дебиторкой, вести переговоры, образцы документов, кейсы из практки и многое другое в еженедельной авторской рассылке от Ивана Рыкова

О чем статья? О привлечении должника к субсидиарной ответственности

Кому и чем будет полезна? Директорам и учредителям, кто хочет взыскать дебиторскую задолженность, даже если у должника не хватает денег на покрытие всех долгов.

Действующее законодательство предусмотрело дополнительный способ возмещения ущерба от банкротства, даже если у должника-юридического лица заканчиваются деньги для того, чтобы все кредиторы остались удовлетворены. Этот способ назвали институтом субсидиарной ответственности. К ней можно привлечь любое контролирующее компанию лицо и в первую очередь — директора, ведь именно он определяет действия организации и контролирует заключение сделок.

Закон достаточно четко описывает, как это можно сделать. Но что делать в случае, если процедура несостоятельности уже закончена или прекращена? В этой статье мы рассмотрим, возможно ли привлечь топ-менеджмент организации к субсидиарной ответственности вне процедуры банкротства.

Субсидиарная ответственность без банкротства

Еще с 2016 года стала появляться судебная практика, когда не арбитражные суды, а суды общей юстиции привлекали к субсидиарной ответственности без банкротства.

Яркий пример — решение Оричевского районного суда Кировской области. В рассматриваемом случае суд общей юрисдикции фактически подтвердил присутствие оснований для введения процедуры несостоятельности, самостоятельно определил, когда топ-менеджмент должен был обратиться в суд, и удовлетворил требования истца, привлек управленцев к субсидиарной ответственности, хотя на тот момент никаких возможностей привлечения вне рамок процедуры несостоятельности в законе не было закреплено.

[1]

№ 2-94/2016 от 03.03.2016

Еще одним интересным для практики решением стало апелляционное определение Московского городского суда, когда руководителя привлекли к субсидиарной ответственности в обход прохождения процедуры несостоятельности. Факт банкротства установлен был, как и найдены виновники в доведении до него, но средств на нормальное прохождение процедуры не было.

№ 33-237912016 от 20.06.2016г.

Привлечение к субсидиарной ответственности без банкротства

В середине позапрошлого года ФЗ «О несостоятельности» изменили. С тех пор официально к субсидиарной ответственности можно привлечь контролирующее лицо:

  • на любом этапе прохождения процедуры несостоятельности;
  • после окончания конкурсного производства или если дело было прекращено, так как у должника не оказалось денег даже на то, чтобы покрыть расходы на проведение процедуры;
  • если уполномоченному органу вернули заявление о признании должника банкротом.

Прямая возможность привлечь директора к субсидиарной ответственности без банкротства предусмотрена п.1 ст.61.19 Закона о банкротстве. Данный факт подтверждает и текст Постановления Пленума ВС № 53 от 21.12.2017 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением КДЛ к ответственности при банкротстве».

В соответствии с указанным документом, уполномоченный орган может привлечь топ-менеджмент компании к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве, если его заявление было возвращено в связи с невозможностью покрыть расходы по вводу механизма несостоятельности. В данном контексте правом на привлечение к субсидиарной ответственности обладает только уполномоченный орган и никто иной.

Субсидиарная ответственность без процедуры банкротства условия наступления ответственности - картинка 8

Также рекомендую прочитать эту статью

Удержание вещи как обеспечение погашения финансового обязательства

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) не дает четкого объяснения понятию удержания вещи. Однако, основываясь на п. 1 ст. 329 ГК РФ, можно сделать однозначный вывод о легальности использования этого способа, если дело касается обеспечения обязательств, возникших вследствие правоотношений сторон, вытекающих из договора гражданской сделки.

Следующий пункт того же Постановления говорит о том, что аналогичным правом обладают и конкурсные кредиторы. Таким образом, определенно существует возможность привлечь топ-менеджмента компании к субсидиарной ответственности без проведения процедуры банкротства.

Важно отметить, что хоть и нет обязательного условия в части проведения или введения какой-либо процедуры банкротства, возбужденное дело о несостоятельности все же является обязательным условием. Пусть впоследствии оно и будет прекращено в связи с отсутствием средств на финансирование этой самой процедуры.

Кроме того, есть еще одно необходимое уточнение — привлечь к субсидиарной ответственности в соответствии с рассматриваемой статьей 61.19 может только тот, кто инициировал процедуру банкротства, которая не была доведена до логического завершения в связи с отсутствием средств для финансирования. Остальные кредиторы такого права не имеют.

На практике удовлетворение заявления о взыскании убытков с директора на основании ст. 61.20 Закона о банкротстве выглядит следующим образом.

[3]

Первым шагом арбитражного управляющего стала подача заявления о признании несостоятельности организации, которая не выплатила ему вознаграждение. Ранее эта компания уже выступала в одном из дел о банкротстве заявителем и предоставляла гарантийное письмо на финансирование расходов и вознаграждения, которые так и не погасила. Суд производство по заявлению прекратил в связи с отсутствием финансирования, а арбитражный управляющий подал заявление о взыскании убытков с руководителя компании, предоставившего гарантийное письмо, на основании ст.61.20 Закона о банкротстве.

Итогом рассмотрения заявления стало решение суда о взыскании убытков с директора в пользу арбитражного управляющего. Суд пришел к выводу, что контролирующее должностое лицо в отсутствие реального намерения погасить расходы, предоставило в суд письменное, заведомо неисполнимое согласие на финансирование процедуры наблюдения и конкурсного производства в полном объеме, тем самым причинило обществу убытки в сумме задолженности, возникшей в результате предоставления такого письма. Не было бы письма, не было бы дела о несостоятельности и, соответственно, не возникла бы задолженность.

№ 33-237912016 от 20.06.2016г.

Как привлечь директора к субсидиарной ответственности без проведения процедуры банкротства

Субсидиарная ответственность без банкротства возникает, если:

  1. У должника нет денег на проведение процедуры, и производство по делу завершено или возвращено, в связи с этим обстоятельством.
  2. Ранее конкретного директора уже пытались привлечь к субсидиарной ответственности в рамках банкротного дела.
  3. Если обстоятельства привлечения к субсидиарной ответственности выяснились только после того, как было завершено конкурсное производство.

Кроме того, процедура привлечения директора к субсидиарной ответственности без банкротства имеет дополнительные особенности:

  • Она имеет силу только в отношении заявлений, представленных после середины 2017 года.
  • Ходатайство о привлечении к субсидиарной ответственности можно подать не только в рамках процедуры банкротства, но и после ее завершения либо вне ее, если дело было прекращено.
  • В соответствии со ст. 61.14 Закона о банкротстве привлечь к субсидиарной ответственности через арбитражный суд могут любые сотрудники компании, кредиторы, которые включены в реестр, текущие кредиторы и те, чьи требования предполагалось удовлетворить после удовлетворении кредиторов из реестра.
  • Субсидиарная ответственность директора ООО без банкротства возможна в течение трех лет с даты, когда заявитель узнал либо должен быть узнать о возникновении соответствующих оснований.

Таким образом, привлечь директора без процедуры банкротства и по ее завершении или прекращении возможно при соблюдении ряда требований, установленных законом. Последние изменения законодательства не позволят остаться безнаказанными тем, кто недобросовестно ведет свою деятельность и планирует получать выгоду, не исполняя собственные обязательства.

Кратко и по сути

  • Привлечь контролирующее лицо к субсидиарной ответственности без процедуры банкротства — возможно;
  • Это можно сделать даже после завершения процедуры банкротства;
  • Законодательство встает на сторону дебиторов и не позволяет остаться безнаказанными недобросовестных предпринимателей.

Понравилась статья? Расскажи об этом друзьям

Субсидиарная ответственность без процедуры банкротства условия наступления ответственности - картинка 9

Субсидиарная ответственность без процедуры банкротства условия наступления ответственности - картинка 10Субсидиарная ответственность без процедуры банкротства условия наступления ответственности - картинка 11Субсидиарная ответственность без процедуры банкротства условия наступления ответственности - картинка 12

Основатель антикризисной юридической компании «Рыков групп»

Специализации: антикризисное управление и банкротство крупных предприятий и организаций; управление проблемными активами; взыскание дебиторской задолженности, деятельность коллекторов; субсидиарная ответственность по обязательствам должника.

Источник

http://rykov.pro/publications/vozmozhno-li-privlech-direktora-k-subsidiarnoy-otvetstvennosti-bez-provedeniya-protsedury-bankrotstv/

Субсидиарная ответственность без процедуры банкротства: условия наступления ответственности

Данные изменения можно назвать кардинальными, поскольку любым заинтересованным лицам позволено подавать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности участников и руководителей обществ. Правда, касается это только тех юридических лиц, которые были исключены из ЕГРЮЛ в связи с непредставлением отчетности и отсутствием движения денег по счетам в течение года до такого исключения. Действует это правило с 1 сентября 2017 года.

Брошенные с долгами и ликвидированные регистрирующими органами компании теперь влекут риски для их бывших выгодоприобретателей.

Также, закон допускает увеличение срока ликвидации общества с 1 года до 1.5 лет по решению суда, при этом запрещает повторное (в случае отмены предыдущего решения) обращение с заявлением о добровольной ликвидации в течение 6 месяцев.

В ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” внесены следующие изменения.

В ЕГРЮЛ будет новая графа, содержащая сведения о процедурах банкротства организации. Такие сведения в регистрирующий орган будет направлять оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ) не позднее 3х дней с даты внесения их в ЕФРСБ.

Запрещена принудительная ликвидация компаний при наличии сведений об их банкротстве, либо при наличии обоснованных заявлений заинтересованных лиц о нарушении их прав ликвидацией общества. Следует отметить, что на практике такой подход действует уже давно, теперь он закреплен на законодательном уровне.

Изменения в Законе о банкротстве

Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” претерпел ряд внушительных изменений, особенно многим известная его статья 10.

Как было сказано выше, важнейшие процедурные изменения 2017 года описаны в частях первой и второй статьи “Изменения в Законе о банкротстве по субсидиарной ответственности”, а статья 10 Закона о банкротстве в июле 2017 года утратила силу.
Изменения касаются поданных с 01.07.2017 г. заявлений о привлечении лиц к субсидиарной ответственности и о взыскании убытков.

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Предусматривающая субсидиарную ответственность статья 10 дополнена изменениями в пункте 5 о возможности подачи и рассмотрения соответствующего заявления и после завершения конкурсного производства, а также при возвращении заявления о банкротстве либо прекращения банкротного дела в связи с отсутствием средств для финансирования процедуры.

Последнее основание – об отсутствии финансирования являлось очень распространенным для не введения судом процедур банкротства и теперь не является препятствием для привлечения лиц к субсидиарной ответственности, даже, при отсутствии банкротства общества как такового. Десятки и сотни заявлений кредиторов о банкротстве были возвращены заявителям ввиду недоказанности возможности финансирования будущих процедур банкротства. В итоге, все должники данных кредиторов получили возможность без каких-либо беспокойств оставить вопросы погашения долгов. Теперь эта порочная практика прекращается.

Привлечение к субсидиарной ответственности без дела о банкротстве

Заявление об ответственности контролирующих лиц в этом случае подается в трехлетний срок в тот же арбитражный суд, что и возвращал заявление о банкротстве или прекращал это дело. Допускает законодательство теперь и подачу искового заявления о взыскании убытков с виновных лиц в исковом производстве по тем же правилам.

Кроме того, предоставлено право подавать аналогичное заявление и работникам общества, правда только в процедуре конкурсного производства.

Заявление об ответственности за неподачу заявления о банкротстве может быть подано в течение 3х лет с момента возникновения соответствующей обязанности, но не позднее 3х лет с момента введения конкурсного производства.

В ситуации, когда суд по заявлению стороны устанавливает наличие оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но размер этой ответственности пока что определить не удается (пополняется конкурсная масса, идут расчеты с кредиторами), арбитражный суд по своей инициативе должен приостановить рассмотрение обособленного спора, а в резолютивной части определения указать на доказанность наличия виновных действий. Таким же образом должен поступить и отменивший определение суда об отказе в привлечении к ответственности апелляционный суд – указать в резолютивной части на наличие оснований для привлечения к ответственности и приостановить производство. Возобновляется производство на основании ходатайства конкурсного управляющего, где указывается и подлежащая взысканию денежная сумма.

Субсидиарная ответственность без процедуры банкротства условия наступления ответственности - картинка 15

После завершения конкурсного производства вправе по общим основаниям (ч. 4 ст. 10 Закона о банкротстве) подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности виновных лиц кредиторы

  • по текущим обязательствам
  • включенные во все очереди реестра требований кредиторов
  • зареестровые кредиторы.

Как мы видим, Федеральный закон от 28 декабря 2016 года №488-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” позволил наравне с конкурсными кредиторами обращаться с заявлениями к виновным лицам, в том числе и после завершения процедуры конкурсного производства, кредиторам по текущим обязательствам и тем кредиторам, чьи требования учтены для погашения за счет оставшегося после всех других кредиторов имущества.

Исполнительный лист на взыскание субсидиарной ответственности должен содержать не только размер выплачиваемой каждому кредитору суммы, но и ее очередность относительно иных кредиторов. Теперь аффилированные виновным лицам структуры не смогут просто выкупить долги (субсидиарная ответственность, убытки) с торгов, т.к. взыскателями будут указываться конкретные кредиторы.

Далее, взыскание задолженности по субсидиарным долгам или убыткам будет продолжаться после завершения процедуры банкротства группой кредиторов. Т.е. выгодоприобретатели должника останутся сами должниками на неопределенный срок.

[2]

Подытожим основные вносимые Федеральным законом от 28 декабря 2016 года №488-ФЗ изменения:

  • появилось право предъявлять требования к контролирующим компанию лицам после завершения ее деятельности, но только в результате принудительной ликвидации
  • принудительная ликвидация предприятий запрещается, если в ЕГРЮЛ есть запись о банкротстве или в налоговый орган предъявлено заявление заинтересованного лица
  • заявление о привлечении к субсидиарной ответственности можно подать как после завершения процедуры банкротства, так и вне данной процедуры, если в ее введении было ранее отказано или было прекращено производство
  • заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано любым видом кредиторов: реестровый, зареестровый, текущий, работник
  • по общему правилу заявление о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании убытков подаются в течение трех лет с момента как лицо должно было узнать или узнало о наличии соответствующих оснований
  • гражданско-правовое преследование виновных в банкротстве или перед кредиторами лиц, сами кредиторы смогут инициировать и осуществлять в рамках исполнительного производства и после завершения банкротных процедур.

Судебная практика привлечение к субсидиарной ответственности без банкротства

Привлечение к субсидиарной ответственности без процедуры банкротства при неисполнении обязательств юрлица, исключенного из реестра, должно быть обусловлено неразумными или недобросовестными действиями указанных выше лиц. Об различных видах ответственности контролирующих лиц за нарушения ликвидированного юрлица читайте в статье Кто несет ответственность после ликвидации ООО? Новое в СО при банкротстве предприятия Последние изменения, связанные с СО при несостоятельности юрлиц, были введены законом «О внесении изменений…» от 29.07.2017 № 266-ФЗ.

Кроме того, кредитор сослался на то обстоятельство, что контрагенты должника по указанным выше сделкам были исключены из ЕГРЮЛ, а один из них был признан банкротом, что свидетельствовало о маловероятности и невозможности исполнения судебных актов о признании таких сделок должника недействительными. Поскольку заявление данного кредитора было подано в арбитражный суд после 1 июля 2017 г., рассмотрение заявления кредитора проводилось судом уже по новым нормам Закона о банкротстве в редакции Закона № 266-ФЗ. Следует отметить, что в данном деле № А65-1147/2014 в конце 2015 года конкурсный управляющий должника уже пытался привлечь того же бывшего директора должника к субсидиарной ответственности по прежним правилам, но безуспешно: определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2015 г.

Источник

http://pred-pravo.ru/subsidiarnaya-otvetstvennost-bez-bankrotstva/

Литература

  1. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
  2. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.
  3. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.
  4. История и методология естественных наук. Выпуск XXX. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 200 c.
  5. Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники: моногр. . — М.: Наука, 2011. — 264 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях